Новости

Сайт \ Новости

Архив

< Апрель > < 2020 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30


Смотрите также:





08 мая 2008 г.

Татьяна Быкова: «С уходом РАО «ЕЭС России» энергетику не оставят без контроля»

Почти полтора года работает модель оптового и розничного рынков электроэнергии/мощности. ОАО АК «Якутскэнерго» является участником оптового рынка электроэнергии на Дальнем Востоке, покупая электроэнергию для нужд своих клиентов в Южной Якутии: Нерюнгринском и Алданском районах.

Об итогах 2007-го и перспективах 2008 года, о том, какие перемены ожидаются на российском и, в частности, дальневосточном оптовом рынке электроэнергии/мощности (ОРЭМ) в будущем, мы беседуем с Татьяной Константиновой Быковой, заместителем директора Энергосбыта.


-- Татьяна Константиновна, в 2007 году изменился статус ОАО АК «Якутскэнерго» на дальневосточном оптовом рынке электроэнергии – с поставщика на покупателя. Как работалось в новых условиях?


-- Действительно, с началом 2007 года АК «Якутскэнерго» поменяла свой статус участника ОРЭМ. До прошлого года мы поставляли электроэнергию на российский оптовый рынок электроэнергии/мощности. Оптимальная поставка составляла 1,5 млрд. кВтч в год. С выделением из состава ОАО АК «Якутскэнерго» Нерюнгринской ГРЭС и Чульманской ТЭЦ и переходом их в состав ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» («ДГК») мы покупаем электроэнергию для потребителей в Нерюнгринском и Алданском районах.


В 2007 году по плану мы должны были купить 1 млрд. 182 млн. кВтч, фактически этот показатель составил 1 млрд. 198 млн. кВтч электроэнергии. 1% увеличения фактического потребления от плановых показателей – это нормальное допустимое отклонение в целом по году.


Как работалось в новых условиях? Сложности были из-за новых организационно-правовых мероприятий, изменений в нормативном документообороте. Переоформили контрагентов по договорам купли-продажи электроэнергии на ОРЭМ. Словом, отработали 2007 год в условиях реформирования энергетики теперь уже Дальнего Востока со всеми вытекающими отсюда последствиями.


Одна из острых проблем, которая возникла в связи с реформированием – расчеты за купленную на ОРЭМ электроэнергию. В течение 2007 г. мы аккуратно рассчитывались за покупную электроэнергию и, тем не менее, на конец расчетного года наша задолженность оптовому рынку составила 172 млн. руб.


Из чего складываются эти 172 млн. руб.? 94 млн. руб. составляет тарифный небаланс, который нам достался с того времени, когда мы были поставщиками на ОРЭМ. В феврале 2007 года весь профицит Дальнего Востока из-за хронических неплатежей был передан ОАО «ДГК», в том числе и наши 94 млн. руб. С чем мы категорически не согласны, потому что это деньги, которые нам задолжал оптовый рынок, они должны были поступить только к нам. Потому мы не стали платить ОАО «ДГК» за покупную электроэнергию на оптовом рынке на величину неполученного тарифного небаланса.


Оставшаяся часть задолженности – 78 млн. руб. – сложилась из-за наших фактических отклонений от плановых объемов покупки электроэнергии с ОРЭМ. Методика применения тарифов на электроэнергию при оперативной дооптимизации режимов работы Единой энергетической системы России, действовавшая на ОРЭМ, по предъявлению штрафных санкций за отклонение от плановых объемов, была абсолютно некорректна. Мы покупали электроэнергию по максимальному тарифу Николаевской станции (средний покупной тариф – 4 руб. за кВтч), а продавали по 2 руб. за кВтч., т.е. работали себе в убыток.


С такой методикой мы не могли согласиться и обращались во все инстанции, включая Президента РС(Я) В.А. Штырова, Дальневосточное представительство республики в федеральном округе, Бизнес-Единицу №1 РАО ЕЭС России. Таким образом, с сентября 2007 года эта проблема была решена. Но сумма, которую нам по некорректной методике предъявлял Оператор ОРЭМ до указанного времени, осталась и составила 78 млн. руб. Сейчас мы пытаемся решить данную проблему. Одним из предложений ОАО АК «Якутскэнерго» является увеличение объема федеральной субсидии по межтерриториальному перекрестному субсидированию на 2008 год. Объем субсидии запланирован на уровне 296 млн. руб., с учетом нашего предложения его необходимо увеличить до 374 млн. руб.


-- Как складывалась динамика цен на электроэнергию и мощность в Южной Якутии?


-- Установленные ФСТ России в 2007 году на Дальнем Востоке индикативные цены составляли: на покупную электроэнергию – 63 коп. за 1 кВтч, на мощность – 173 руб. 75 коп. за МВтч в месяц.


В 2008 году тарифы на первое и второе полугодия разные. На покупную электроэнергию – 25,5 коп./кВтч на первое и второе полугодие. Тарифы на мощность существенно увеличились – 382 013,65 руб. за МВт в месяц на первое полугодие, 402 302,28 руб. за МВт – на второе. Среднепокупной тариф электроэнергии в 2007 году составлял 64 коп. за кВтч, в 2008-м – 73,81 коп. за кВтч. без учета федерального субсидирования, рост составил 15%.


-- С чем связан столь резкий скачок тарифа на мощность?


-- Это связано с тем, что мы находимся на пороге развития рынка мощности, который планируется запустить уже 1 июля этого года. Нашу вторую неценовую зону, куда входит Дальний Восток, он пока не коснется в том объеме, в каком затронет центральную часть России. Тем не менее рынок мощности будет постепенно развиваться и обязательно со временем достигнет Дальнего Востока. Связано это с тем, что в энергетике основные фонды, в том числе и генерирующие мощности, имеют довольно высокий процент изношенности и требуют обновления. С вводом НОРЭМ (нового оптового рынка электроэнергии) с 1 сентября 2006 г. мы платили за плановую мощность. В условиях рынка платить за мощность, которая не работает, невыгодно. Поэтому достаточно высокая цена заставляет участников рынка избавляться от старых мощностей, а оставшиеся мощности использовать оптимально.


-- Как складывалась динамика цен в свободном секторе рынка?


-- Напомню, что Дальний Восток относится к территории второй неценовой зоны оптового рынка. Соответственно, в отличие от европейской части России, Урала, Сибири, мы работаем только по регулируемым ФСТ РФ тарифам. По свободным ценам сегодня мы не работаем, но это не означает, что в будущем мы не будем участвовать в конкурентном секторе. Как только заработают наши инвестиционные программы, начнут развиваться сети, вполне возможно, что и наши изолированные территории смогут участвовать в конкурентном секторе свободной продажи электроэнергии и мощности.


В свое время, в 2003 – 2004 годах, АК «Якутскэнерго» пыталась работать на Дальнем Востоке по свободной продаже сверх запланированного объема ФСТ РФ электроэнергии, т.е. по тарифу, сложившемуся от спроса и предложения на территории. Тогда мы были поставщиками электроэнергии и предлагали свои объемы не по тарифу, утвержденному ФСТ России, а по чуть более низким ценам. Это делалось с целью, чтобы не простаивал один из блоков Нерюнгринской ГРЭС, которая была в составе нашей компании. К примеру, первый блок станции был загружен полностью, второй – всего на 30%. Чтобы загрузить оставшиеся 70% второго блока, мы продавали этот объем, повторюсь, по тарифу, чуть ниже установленного.


Сегодня в европейской части страны, на Урале, в Сибири устойчиво действует рынок «на сутки вперед» (РСВ), пришедший на смену ранее действовавшему сектору свободной торговли. В 2007 г. в нем приняли участие 162 игрока в первой ценовой зоне и 41 – во второй, а с 1 января 2008 г. на ОРЭМ выходит еще порядка 60. То есть вектор охвата конкурентного сектора из года в год постоянно увеличивается.


Среднегодовой индекс равновесных цен, к примеру, в первой ценовой зоне в прошедшем году сложился на уровне 549,27 руб./МВтч, минимум наблюдался 20 мая, составив 255,30 руб./МВтч, максимум – 24 августа – 971,60 руб./МВтч. Волатильность индекса (изменчивость, непостоянство) составила 73,7%. Это обусловлено неравномерностью спроса и выбранным составом генерирующего оборудования. Для сравнения, среднегодовой индекс равновесных цен второй ценовой зоны сложился на уровне 291,47 руб./МВтч.


В целом, в 2007 году свободные цены на электроэнергию не были дешевыми. По России держались на уровне 63 – 64 коп. за кВтч. Если мы в свое время продавали некоторые объемы по 30 коп. за кВтч, то в центральной России доходило даже до 90 коп. за кВтч. Казалось бы, запущен свободный сектор, цены должны были бы снизиться, но этого пока не происходит. Может быть, должно пройти какое-то время. Кстати, зарубежная аналитика также показывает: цены в конкурентном секторе начали снижаться лишь по истечении определенного времени.


Что касается перспективы Дальнего Востока в этом вопросе, то сейчас разрабатывается концепция организации торгов сверхплановой электроэнергией на территории неценовых зон оптового рынка. На сегодня документ находится на стадии согласования. Возможно, уже во втором полугодии 2008 года мы начнем покупать электроэнергию сверх плана при определенных условиях (к примеру, погодных).


-- В условиях рынка многое зависит от взаимодействия с генерирующими и сетевыми организациями. Как складывались отношения с поставщиками электроэнергии и сетевыми предприятиями?


-- Поскольку мы работали в условиях новой модели рынка, с учетом реформирования энергетики Дальнего Востока, вопросов и проблем было достаточно. Так, в течение прошлого года для разрешения ряда проблем Госкомцен – РЭК РС(Я) нам корректировал тариф на транспортировку электроэнергии, чего ранее никогда не делалось. Один только этот пример говорит уже о многом.


Были достаточно серьезные разногласия по договорам на транспортировку электроэнергии (некоторые не сняты до настоящего времени). О проблеме методики дооптимизации режимов уже сказано выше. Все эти вопросы мы пытаемся решать.


С прошлого года нам стали выделять федеральную субсидию с целью ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Так, если установленный ФСТ РФ тариф, по которому мы должны покупать электроэнергию для наших клиентов, в 2008 году составляет 73 коп. за 1 кВт-ч., мы покупаем электроэнергию по 97 коп. за кВтч (тарифы приведены среднепокупные с учетом мощности). Разница составляет более 23 коп. За год набегает 296 млн. руб., которые нам компенсирует федеральный бюджет.


Острой проблемой остается проблема по сроку выделения субсидии. В 2007 году нам перечислили эту сумму единовременно в декабре. Это совершенно недопустимо, поэтому мы ставим вопрос хотя бы о поквартальном выделении субсидии. Раз мы не доплачиваем на оптовом рынке, значит, мы не платим в полном объеме как за покупаемую электроэнергию «Дальневосточной энергетической компании», так и за транспортировку «Дальневосточной распределительной сетевой компании». Отсюда большие проблемы, переговоры ведем каждый день. Соответственно, вопросы возникают по платежам – срокам и величине.

Решаются они тяжело, трудно. Несовершенство нормативной базы (либо ее отсутствие) приводит в лучшем случае к тяжелой переписке или переговорам, в худшем – к судебным разбирательствам. Повторюсь, в 2007-м вообще был нонсенс, когда сумма субсидии прошла всего один раз в год и то в декабре. А это громадная нагрузка на наши финансовые службы, казначейство.


-- Какие изменения на дальневосточном рынке электроэнергии произошли с началом 2008 года?


-- Введены новые правила функционирования оптового рынка на территории Дальнего Востока, которые регламентируются Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. №951 «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства РФ в связи с особенностями функционирования ОРЭМ в переходный период на территориях, не объединенных в ценовые зоны». В результате мы сменили партнера. В 2007 году поставщиком электроэнергии для нас было ОАО «ДГК». С 2008-го единым закупщиком и гарантирующим поставщиком на ОРЭМ на территории Дальнего Востока является ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» («ДЭК»). Следовательно, нам предстояло внести соответствующие изменения в нормативную базу, переоформить договоры, что и было сделано.


Кроме того, в 2008 году в связи с реорганизацией РАО «ЕЭС России» меняется структура всего оптового рынка электроэнергии и мощности. 1 марта прекратило существование некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы» (АТС). С указанной даты – 1 марта – заработал коммерческий Оператор рынка ОАО «АТС». Это также потребовало переоформления договоров.


В этом году поменялся и финансовый контрагент. Если раньше это была Расчетная палата РТС, то теперь – «Альфа-банк». Словом, оптовый рынок электроэнергии/мощности находится в постоянном движении, происходит структурная реформа, это диктует изменения в нормативной базе. Безусловно, хочется надеяться, что реформа, которая затевалась с целью повышения надежности электроснабжения, приведет в дальнейшем к позитивным результатам и даст мощный дополнительный импульс к привлечению инвестиций в наш регион для развития энергетической отрасли.


-- Татьяна Константиновна, как отразится на ОРЭМ ликвидация РАО «ЕЭС России»?


-- Вместе с ликвидацией РАО «ЕЭС России» координация всех структур энергетики и контроль, которые осуществлял холдинг, не прекратятся. Эстафету по инвестиционным программам, по крайней мере до 2011 года, примет Росэнерго. Это структура, которая будет осваивать те громадные инвестиции, которые удалось привлечь в электроэнергетику РАО «ЕЭС России». Возглавлять ее будет Дмитрий Аханов. Курировать вопросы рынка электроэнергетики, будет вновь создаваемый Совет рынка, руководимый Юрием Удальцовым.


С уходом РАО «ЕЭС России» ни в коем случае не будет пущен на самотек такой важнейший сектор экономики, как энергетика. Ни одно государство во всем мире такого никогда не допустит.

Пресс-служба Энергосбыта АК «Якутскэнерго».



Архив за : 2013 г.    2012 г.    2011 г.    2010 г.    2009 г.    2008 г.    2007 г.    2006 г.    2005 г.    2004 г.    2003 г.    
Энергосбыт-информер
Энергосбыт Call-центр
Задайте вопрос энергетикам

 
Яндекс.Метрика

© АК "Якутскэнерго" 2000-2020
г. Якутск, ул. Ф. Попова, 14
inform@yakutskenergo.ru